Национальная газета
Национальная газета

Ежемесячное русское обозрение
Газета зарегистрирована в комитете России по печати. Рег. номер А-0671 от 19 мая 1995 г.

Национальная газета выходит
один раз в месяц.
Тираж - 10000 экз.
Цена договорная.
Подписка осуществляется
почтовым переводом
на имя главного редактора.
Стоимость одного номера -
15 р.с пересылкой,
годовая подписка - 180 р.

  Главная страница arrow 2003 arrow 2003 - 1-5 (63-67) arrow Образ еврея
Главная страница
2006
2005
2004
2003
Контакты
Поиск по сайту
Схема сайта
Рекомендуйте нас

Полезное

Образ еврея

Версия для печати Отправить на e-mail

Споры вокруг двухтомника Александра Солженицына «200 лет вместе» не утихают. Своим исследованием автор, ставивший своей целью угодить и евреям, и русским, не угодил никому.

Русских раздражает принципиальная позиция автора, пытающегося возвыситься «над схваткой» и с этой целью изыскивающего все мыслимые и немыслимые «объективные» аргументы для обеления еврейства. Подобная олимпийская беспристрастность Солженицына кажется нам неуместной, когда речь идет о битве, в которой наш народ уже стоит на грани не только разгрома (эта грань, пожалуй, уже пройдена), но и полного уничтожения.

А евреи не могут простить ему подлинную объективность и документальность, ибо сами бесстрастные факты и документы, собранные и опубликованные Солженицыным, - обвиняют, и обвиняют жестоко. Евреи же привыкли культивировать в себе и в мире образ «бедного еврея», еврея-жертвы, а отнюдь не еврея-палача или еврея-угнетателя; и всякая попытка усовещивания, чреватая возникновением в еврее комплекса вины, яростно встречается ими в штыки.

Можно понять Солженицына, отяготившего свой недюжинный ум неразрешимой задачей пройти меж двух огней. Ему необходимо нужно было разрешить собственную жизненную коллизию: ведь он, русский, женат на еврейке и тем самым все трое его сыновей, носители его фамилии и продолжатели рода – евреи. Отсюда и безумная попытка примирить непримиримое – попытка с заведомо негодными средствами.

Именно эта предвзятая установка на бесстрастное и беспристрастное исследование темы, вполне противоестественная для современного русского человека, составляет главную слабость книги Солженицына. Именно она сказывается на ее научном обеспечении и заставляет проигрывать по сравнению с одновременно вышедшим исследованием Игоря Шафаревича «Трехтысячелетняя загадка», в которой автор, с присущими ему как истинному ученому широтой охвата темы, полнотой и современностью библиографии и, вместе с тем, – публицистической страстностью, совсем в ином ключе рассматривает наболевшую «загадку». Впрочем, о замечательной книге Шафаревича мы обязательно поговорим подробнее в дальнейшем.

Здесь же мы хотим поместить отзыв о книге Солженицына, написанный евреем. Он, в нашем понимании, является ответом не столько самому автору, сколько тем его недалеким русским критикам, которые считают, что Александр Исаевич вольно или невольно предал этой книгой свой народ. – Ред.

Какой образ еврея - и в целом русского еврейства - вырисовывается из книги Солженицына? Коротко: отталкивающий. Евреи у Солженицына - непроизводительный народ (с. 52, 59), не хотят трудиться на фабриках и заводах (с. 244-245). У них врожденное отвращение к земледелию, они терпеть не могут работать на земле - ни в России, ни в Аргентине, ни в Палестине (с. 73, 76,157, 256, 258, 267-268). Ненавидя созидательный труд, евреи всегда и везде эксплуатируют других. Начиная с княжеских времен и вплоть до конца XIX в. евреи - сборщики податей, «владеющие значительным имуществом» арендаторы, откупщики питей, поставщики водки, контрабандисты, банкиры. Они всегда заодно с врагами России: в приснопамятную эпоху - с неразумными хазарами (которым вполне по заслугам отмстил вещий Олег), в конце XVIII - начале XIX в. - с витийствующими поляками, в конце XIX в. - с погаными немцами, одним словом - заодно с любым потенциальным внешним врагом России. Не случайно евреи, по Солженицыну, - всегда шпионы (в войне 1812 г. из-за них упустили арьергард французских войск, в Первой мировой, снова из-за их шпионства, произошли провалы на германском фронте). Но главное еврейское свойство восходит не столько к их эксплуататорской сущности, сколько к разрушительной [1]. Сперва это свойство проявлялось в сдержанных формах: евреи потихоньку спаивали русский народ, тем самым закрепляя за собой право угнетать его и в дальнейшем. Но со времени введения государственной монополии на продажу водки евреи лишились возможности тайно разрушать - и тогда они обращаются к новой, открытой форме разрушения - к революции (с. 220). Отцы-талмудисты, люди раввинистической учености, раньше беспрепятственно получавшие свои дивиденды от питейных откупов, теперь благословляют детей-революционеров на разрушение государственного строя России (с. 227, 240, 362). Раньше раввины и кагал наживались за счет контрабанды товаров - теперь студенты раввинского училища контрабандой ввозят революционную литературу (с. 223). Раньше евреи спаивали деревню - теперь революционизируют ее (с. 220) [2]. Но в какой бы роли евреи ни выступали - будь то бегущие в Америку от службы в армии ремесленники или уходящие в революцию дети раввинов, - их неизменно характеризует «пламенная беспочвенность» (с. 238). И читатель, не лишенный исторического чутья, призадумается: быть может, прав Сталин, обвиняющий евреев в «безродном космополитизме»?

Плюс, везде, где только можно, евреи плетут заговор против Руси-России. «Протоколы сионских мудрецов» Солженицыным отвергнуты как не заслуживающие доверия, но рожки «Протоколов» торчат отовсюду: евреи обольщают неискушенного русского читателя каббалой (с. 20), соблазняют православных рационализмом и модой (с. 21), провоцируют русское сектантство и подрывают казну (с. 70), управляются «кагалом в союзе с раввинатом» (с. 35), содержатся кагалом в великом порабощении и страхе (с. 50), исполняют тайные убийства по велению кагала (с. 87), непонятно через кого и каким образом - но «значительно влияют» на правительственный комитет (с. 57), и вот - упоминание на одной странице «тайного общества» и «секретного салона» уже не кажется таким случайным...

Вместо проклятия вечного жида, Агасфера, обреченного на вечные, вплоть до прихода Мессии, странствия в диаспоре, Солженицын разрабатывает новую концепцию еврейской истории - а именно концепцию непрерывного расширения еврейского народа под влиянием нагревания в русской лабораторной пробирке. Мы уже видели, что, по Солженицыну, нигде доселе еврейскому народу не было так душевно и физически тепло, как в России. А от нагревания тела, как известно, расширяются. Этим и объясняется, почему неуклонное расселение евреев по миру началось только после его встречи с русскими природными и культурными условиями. По Солженицыну, именно здесь евреи впервые почувствовали, что им слишком жарко в объятиях России, им тесны рамки империи и что их не устраивает не по их мерке скроенный титул «важнейшего фактора влияния на жизнь России» (с. 121-122, 305). Им весь мир подавай - вот они и представлены в книге как некий «стремительно растущий самоупорный организм». Именно поэтому и именно отсюда, из России, начинается триумфальное шествие еврейского расширения, оканчивающееся тем, что «неутомимая динамика еврейской коммерции» приводит в движение «целые государства», и вот уже евреи «определяют судьбы всего земного XX века». Если это не механистически-позитивистское, в писаревском духе развитие ключевой темы «Протоколов сионских мудрецов», то, простите за интонацию, тогда что?

Йоханан Петровский-Штерн,
«Международная еврейская газета» №3-4, 2003



 
« Предыдущий документ   Следующий документ »




17 октября 2017 года

Популярное

Полезное

Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Национальная газета 2006 - 2016
При полной или частичной перепечатке материалов газеты или сайта активная ссылка на nationalka.ru обязательна.




Яндекс цитирования