Национальная газета
Национальная газета

Ежемесячное русское обозрение
Газета зарегистрирована в комитете России по печати. Рег. номер А-0671 от 19 мая 1995 г.

Национальная газета выходит
один раз в месяц.
Тираж - 10000 экз.
Цена договорная.
Подписка осуществляется
почтовым переводом
на имя главного редактора.
Стоимость одного номера -
15 р.с пересылкой,
годовая подписка - 180 р.

  Главная страница arrow 2003 arrow 2003 - 7 (69) arrow Христианство и национальность
Главная страница
2006
2005
2004
2003
Контакты
Поиск по сайту
Схема сайта
Рекомендуйте нас
Гостевая книга

Полезное

Христианство и национальность

Версия для печати Отправить на e-mail
В редакцию поступила новая книга: Протоиерей Иоанн (Петров). Русский православный катехизис или Что нужно знать русскому человеку о христианстве (М., «Десница», 2003). Она интересна, современна и провокативна, изобилует сенсационной информацией, сочетает в себе глубокое знание христианской традиции с революционностью трактовок; читается увлекательно, как детектив. Вместе с тем даже у меня, не являющегося адептом христианства, во время чтения не раз возникало желание возразить. (Ключевую главу мы размещаем ниже.) Однако, поскольку возразить мне было нечего, я обратился с просьбой о рецензии на книгу в десятки авторитетных православных инстанций, включая как известных иерархов и преподавателей богословия, так и редакции православных журналов и газет. Ни одного ответа от богословов и священников не пришло, видимо и у них с аргументами оказалось туговато. В связи с этим я объявляю открытый конкурс на лучшую критическую (желательно «разгромную») рецензию на означенный «Катехизис». Размер вознаграждения – 15 тыс. руб. Срок подведения итогов конкурса – 1 апреля 2004 г. Заказ на «Катехизис» осуществляется почтовым переводом по адресу: 115142, Москва, а/я №1, Севастьянову А.Н. Цена книги с пересылкой – 110 руб. – А.С.

Является ли православное христианство национальной русской религией?

Нет. Самая мысль о том, что православное христианство – великая мировая религия - может принадлежать какому-то одному народу, племени, может быть им «приватизирована», является кощунственной.

Православие – не есть русская национальная религия. Хотя таковое заблуждение бытует в среде русских национал-патриотов, оно не только ни на чем не основано, но и противоречит Священному Писанию и здравому смыслу.

Чтобы это понять как следует, удобно сравнить православие с такой ярко выраженной национальной религией, как иудаизм. Сделаем это по пунктам.

1. К эпохе Моисея, когда были даны главные заповеди иудаизма, восходит и одна древнейшая молитва-исповедание, повторяемая всеми иудеями до наших дней. Ее, кстати, повторит даже и Христос перед всеми, отвечая на вопрос книжника о главных заповедях. В этих древнейших словах – самая суть религиозного призвания каждого еврея:

«Слушай, Израиль! Яхве – Бог наш, Яхве – един. И возлюби Яхве, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всеми силами твоими!»

Что же здесь заветного? Почему от этой молитвы жив-здоров до наших дней, крепок и силен народ Израиля, «Дом Яакова»? Какой секрет скрывается в этих простых и понятных словах?

Во-первых, она обращена к народу: «Слушай, Израиль!»

Во-вторых – она обращена только лишь к одному-единственному народу, к евреям. Никого больше в целом свете не касается то священное, то заветное, что она выражает. Уже первые два слова молитвы заключают в себе могучую национальную сцепку, разорвать которую не в силах никакая земная сила. Услышав эти два слова, еврей, кто бы и где бы он ни был, ощутит себя евреем до кончиков ногтей со всей наследственной памятью многих десятков поколений – до Израиля, Исаака и Авраама включительно.

В-третьих, Бог в ней назван по имени. Назван еврейским словом Яхве, назван так, как не мог бы назвать Его ни один другой народ в мире. А представитель любого другого народа, обращаясь с этим словом к Богу, знает навсегда, что обращается к Нему по-еврейски. И что он навсегда же обязан евреям за возможность такого обращения.

В-четвертых, еврей, произнося эту молитву, утверждает для всех и для себя, что этот вот Бог, Яхве, - «наш». Наш – и ничей другой! Кто бы что ни думал по этому поводу…

В-пятых, с порога отметается возможность существования не только каких-то лучших, более совершенных богов, но и просто других богов. Бог – один-единственный, и Он – наш! Так утверждают евреи о себе и своем Боге.

В-шестых, еврей приносит всего себя – все свои мысли, чувства, силы – в подношение Богу. Это – подношение любви, не принуждения.

Перед нами – поистине завет, согласно которому Бог, Яхве, всецело принадлежит евреям, а евреи – Богу, Яхве. Но принадлежат не как раб хозяину, и даже не как сын могущественному отцу, но как жена – мужу. Это, по представлению евреев, третий, наивысший уровень близости, любви, доверия и ответственности, какой только возможен в отношениях Бога и человека (подробнее об этом см. в кн.: Пинхас Полонский. Евреи и христианство. Несовместимость двух подходов к миру (Иерусалим, 5755 [1995]). – С. 54-56).

Этому наивысшему слиянию евреев со своим – и только своим Богом, слиянию, в котором нет места ни иным богам, ни иным, иноплеменным, людям, - уже почти четыре тысячи лет…

А теперь давайте спросим себя: так ли обращается в своих молитвах русский православный христианин? Взывает ли он на молитве к русскому народу, вспоминает ли хотя бы о нем? Включает ли он каждый раз при этом механизм русского национального слияния? Задействует ли он русскую национальную память на всем протяжении цепочки – от первых исторически зафиксированных русских людей, русских праотцов (по аналогии с еврейским Авраамом или Израилем), если таковые вообще имеются, и вплоть до себя самого? Исключает ли он автоматически при этом все остальные народы мира из своего молитвенного общения с Богом? Допустим, что Бог не имеет национальности, но разве самое еврейско-греческое имя Иисус Христос имеет русские корни? Разве русскими именами обращаемся мы к абсолютному большинству тех, кому предстоим мы в наших русских церквях? Разве русские типажи изображены на древних ликах наиболее старинных икон X-XIII вв. наших церквей? Русские ли имена звучат в ходе церковной службы? И разве русскому придет в голову, что Иисус Христос, которому он поклоняется, это Бог только русских? Русских – и больше никого? Наконец, русские, твердящие уже тысячу лет, что они не жены и не сыны, а рабы божии, - какую психологию при этом они приобретают? <…>

2. Как замечалось выше, религия евреев включает в себя культ еврейских праотцев (Авраама, Израиля и т. п.), с которыми каждый еврей связан кровью – через цепочку поколений, тщательнейшим образом отслеживаемую и сберегаемую тысячелетиями. «Отцы-праотцы», патриархи, цари, герои и т. п. (в том числе женщины) живы в памяти евреев как предмет религиозного поклонения и, вместе с тем, как историко-методическое пособие для ежедневного научения в жизни и быту.

А какие-такие русские отцы-праотцы являются предметом поклонения в православных церквях? Какими нитями отслеживаемой сакральной наследственности связано нынешнее поколение русских людей хотя бы с русскими патриархами, святыми, царями, героями? Чтим ли мы своих выдающихся предков, как чтят евреи? Ощущаем ли так свою всенародную близость к ним, всенародное кровное родство с ними, как ощущают евреи? Помним ли мы, русские, что в конце концов все мы восходим к одним предкам, что во всех нас течет пусть малая, но частица общей для каждого русского крови, как помнят о том своем все евреи? Дорожим ли мы так каждой каплей русской крови, как дорожат евреи – еврейской? Мстим ли мы так национальный урон, национальное угнетение, национальный позор русский так, как мстят за свой урон, свое угнетение и свой позор евреи? В этом ли, подобно им, видим мы, русские, свой религиозный долг? Нет, нет и нет.



 
« Предыдущий документ   Следующий документ »




27 июня 2017 года

Популярное

Полезное

Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Национальная газета 2006 - 2016
При полной или частичной перепечатке материалов газеты или сайта активная ссылка на nationalka.ru обязательна.




Яндекс цитирования