Национальная газета
Национальная газета

Ежемесячное русское обозрение
Газета зарегистрирована в комитете России по печати. Рег. номер А-0671 от 19 мая 1995 г.

Национальная газета выходит
один раз в месяц.
Тираж - 10000 экз.
Цена договорная.
Подписка осуществляется
почтовым переводом
на имя главного редактора.
Стоимость одного номера -
15 р.с пересылкой,
годовая подписка - 180 р.

  Главная страница arrow 2004 arrow 2004 - 2 (73) arrow Как православному христианину следует относиться к семье, к браку?
Главная страница
2006
2005
2004
2003
Контакты
Поиск по сайту
Схема сайта
Рекомендуйте нас

Полезное

Как православному христианину следует относиться к семье, к браку?

Версия для печати Отправить на e-mail

Оригинальный и небесспорный ответ на этот вопрос предложен протоиереем о. Иоанном (Петровым) в «Русском православном катехизисе», книге, снискавшей скандальную репутацию. Мы напоминаем о конкурсе, объявленном по поводу данной книги и размещаем ниже публикацию, призванную его стимулировать.

Ответ: Если и можно говорить о каком-то противоречии между Ветхим и Новым Заветами, то оно лежит именно и прежде всего в данной сфере.

Первая же святая заповедь, данная Богом людям, гласит: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Бог дал ее людям сразу же, как только создал их, притом дал лично, без всяких посредников. Дословно эта заповедь была повторена Богом в уши Ною и сынам его, спасшимся после потопа и начавшим новый цикл человеческой жизни и истории на Земле. Таким образом, основной, первостатейный божественный закон, изложенный в первой же главе первой же книги Ветхого Завета, требует от каждого человека одного: ревностного исполнения супружеского долга. И народы, в основе религии которых лежит Ветхий Завет (иудеи, мусульмане), свято исполняют эту заповедь. Талмуд утверждает: «Тот, кто отказывается выполнить эту заповедь, – подобен убийце, проливающему кровь».

Народы же, принявшие Новый Завет, столкнулись с совершенно противоположным отношением к браку и деторождению. Им оказалось привито представление о «первородном грехе», о «порочности» естественного зачатия и т. д. В отличие от Адама, праотцев (Авраама, Исаака, Иакова-Израиля) и многих пророков, включая Моисея и Магомета, Иисус Христос, зачатый и родившийся «непорочным» (внеполовым) способом, не имел ни семьи, ни женщин, ни детей. И к браку Он относился если и не вполне враждебно, то снисходительно-свысока, не как к священной обязанности, а как к простительной человеческой слабости, которая хотя и хуже безбрачия, но все же лучше внебрачного блуда. Заявив при этом: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», Христос заведомо поставил столь высокую планку, что нормальному, здоровому и традиционно ориентированному мужчине преодолеть ее просто невозможно. И это само по себе свидетельствует о Нем определенным образом.

Христос, правда, освятил своим присутствием брак в Кане Галилейской. А рассказав ученикам притчу о пятерых (!) мудрых (!!) девах-невестах, единовременно затворившихся с одним женихом на брачном пиру (Мф. 25:1-10), Он даже подтвердил тем самым целесообразность и правомерность полигамного брака, издавна бытовавшего у евреев. (Непонятно в этой связи, почему и для чего христианская церковь запрещает многоженство1 . Мусульманство, точно так же «отпочковавшееся» от иудаизма, сохраняет, как и иудаизм, полигамный брак, что весьма благоприятно сказывается на этнодемографической картине и семейно-брачных отношениях соответствующих народов.)

Напомним, однако, читателям истинную точку зрения Иисуса Христа на семью и семейные отношения: «Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца и мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:35-37).

В другом месте – еще страшнее: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26).

Своим личным примером Христос подтвердил искренность вышеприведенной установки. Так, в одном из синоптических евангелий мы читаем: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: “Вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя“. И отвечал им: “Кто матерь Моя и братья Мои?“ И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: “Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь“» (Мк. 3:33-35). В другом синоптическом евангелии эта сцена повторена почти дословно (Мф. 12:46-50). И чуть иначе в третьем синоптическом евангелии: «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: “Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя». Он сказал им в ответ: “Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его“» (Лк. 8:19-21). Слово не расходилось у Христа с поведением. Он исповедовал то, что проповедовал.

Поэтому вполне последовательно на прямой тезис Его учеников: «лучше не жениться», Он ответил: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего явились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали себя сами скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:10-12). На основании этих слов весьма многие искренне верующие христиане сознательно отрезали (и отрезают ныне) собственные тестикулы, добровольно превращаясь в скопцов. Так некогда поступил, например, не кто-нибудь, а сам великий учитель церкви Ориген (185/6-254 гг.). В России в XVIII веке по этой же причине была создана влиятельная (в том числе, при дворе) секта скопцов, вполне буквально воспринявших вышеуказанный завет Христа2 . На основании этих же слов проповедует и митрополит Филарет в своем «Пространном христианском Катехизисе»: «Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное» (с.84).

В том же ключе развивает апологию безбрачия апостол Павел: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа… чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я… Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться… Относительно девства… за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так… Остался ли без жены? Не ищи жены… Неженатый заботится о Господнем, а женатый заботится о мирском… Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу… Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит: пусть [таковые] выходят замуж. Но кто неколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (I Кор. 7:1-38. – Выделено мной. – И. П.).

Таким образом, налицо явный конфликт между главной ветхозаветной заповедью и новозаветным отношением к ней. Такое отношение к браку, к священному (завещанному Господом Богом!) долгу деторождения, который признается Иисусом Христом и его апостолом как бы нехотя, сквозь зубы и с затаенным неприятием и даже с презрением, не может не удивлять3 . А к чему приводит на практике забвение божественных указаний и следование советам Христа и апостола Павла, хорошо видно на примере Косово, где переставшие исполнять главную ветхозаветную заповедь сербы оказались вполне справедливо и заслуженно вытеснены с исторической родины исправно исполняющими ее албанцами. Если сербы не возьмутся за ум и не встанут на путь исправления, то угодные, как видно, Богу албанцы и вовсе сотрут их с лица земли. Думается, так будет с каждым, кто забыл или не хочет исполнять первую и самую важную заповедь самого Господа Бога. Глубочайший демографический кризис, в который погружены сегодня все белые христианские народы, свидетельствует о том, чем кончается последовательное развитие новозаветного отношения к проблеме жизни вообще и пола в частности и как страшно сказываются в живой жизни людей малейшие религиозные ошибки.

Примечания:

1. Особенно упроствует в отрицании полигамии именно православная церковь, в то время как у католиков и у протестантов были эпизоды, когда многоженство разрешалось и даже приветствовалось. У первых – в итоге Тридцатилетней войны, когда Папа Римский решил таким образом поправить дело с демографией в Германии. У вторых – на заре протестантизма, когда Иоанн Лейденский (предтеча баптизма) создал собственное царство, просуществовавшее несколько лет, где многоженство считалось нормой. У мормонов эта норма сохраняется и сегодня, как и вера в Христа.

2. Следует иметь в виду, что членовредительство Христа ради – ради избежания греха, соблазна (сожигание собственных членов, самоослепление и др.) не только не осуждается христианством, но в некоторых случаях, как даже и самоубийство (св. Пелагия), ведет к канонизации и прославлению (преподобная Мастридия). Мы помним слова Христа: если око твое соблазняет тебя и т. д.

3. Насколько асексуальность (точнее: антисексуальность) Иисуса Христа вошла в самое существо религиозного сознания христиан, видно на примере оригинального резного дубового панно, созданного в XV веке и хранящегося в Музее средневекового искусства в аббатстве Клюни (Париж, Франция). На нем изображена Голгофа с тремя распятыми, которые, вопреки художественной и исторической традициям, лишены набедренных повязок и предстают перед зрителем во всех анатомических подробностях (в Иудее, в отличие от Рима, не полагалось полностью обнажать казнимых: возможно, это единственное в истории искусства такое изображение [Неверное предположение. См. “Распятый Христос” Микеланджело Буонаротти и др. - Ред.]). Причем оба разбойника, изображенные с двух сторон обочь Христа, обладают такими внушительными «причиндалами», что к слову «разбойники» так и хочется добавить слово «половые». Что же касается Иисуса, то его микроскопическое, вполне младенческое «достоинство» с трудом оправдывает свое звание. Этот курьезный пример ярко подчеркивает, что отрицание сексуальности - есть центральная черта христианского учения, которая формирует не только моральный, но даже и самый физический облик Учителя (или, возможно, является производной от него).

Премия 500 у.е.!

Напоминаем, что «Национальная газета» назначила премию в 500 у.е. за лучшую «разгромную рецензию на книгу протоиерея Иоанна (Петрова) «Русский православный катехизис или Что нужно знать русскому человеку о христианстве» (М., «Десница», 2003). Книгу можно заказать, переведя почтовым переводом 110 руб. по адресу: 115142, Москва, а/я №1, А.Н. Севастьянову. В квитанции указать цель перевода. Срок конкурса продлен до 1 июня 2004 г.



 
« Предыдущий документ   Следующий документ »




18 декабря 2017 года

Популярное

Полезное

Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Национальная газета 2006 - 2016
При полной или частичной перепечатке материалов газеты или сайта активная ссылка на nationalka.ru обязательна.




Яндекс цитирования