Национальная газета
Национальная газета

Ежемесячное русское обозрение
Газета зарегистрирована в комитете России по печати. Рег. номер А-0671 от 19 мая 1995 г.

Национальная газета выходит
один раз в месяц.
Тираж - 10000 экз.
Цена договорная.
Подписка осуществляется
почтовым переводом
на имя главного редактора.
Стоимость одного номера -
15 р.с пересылкой,
годовая подписка - 180 р.

  Главная страница arrow 2006 arrow 2006 - 11 (101) - 2007 - 2 (104) arrow Апология русского национализма
Главная страница
2006
2005
2004
2003
Контакты
Поиск по сайту
Схема сайта
Рекомендуйте нас
Гостевая книга

Полезное

Апология русского национализма

Версия для печати Отправить на e-mail
Этнизация – это идущий в современной России интенсивный процесс изменения всего ценностно-культурного поля элитарного и массового сознания в направлении, когда мир начинает рассматриваться преимущественно сквозь этническую призму, а социальная действительность – конструироваться по этническим лекалам. В структуре русской идентичности все большее место занимает артикулированная этническая идентичность. <…>

 

С начала нового тысячелетия в стране не осталось ни одной политической силы, не имплантировавшей в свою идеологию и риторику отдельных националистических положений. От идеи «либеральной империи» Анатолия Чубайса и разрабатывающейся СПС программы «либерального патриотизма» до непременного государственнического и патриотического рефрена левых и центристских партий, включая партию власти – «Единую Россию», а также недавно образованную «Справедливую Россию».

Однако использование отдельных националистических элементов не превращает партию в националистическую, для этого надо, чтобы национализм играл в идеологии и программе конституирующую, системообразующую роль. В этом смысле подавляющее большинство российских партий, безусловно, не националистические и даже не умеренно националистические, поскольку национализм в их идеологии находится в подчиненном положении, играет вспомогательную роль3.

Как включение в идеологию отдельных элементов националистического дискурса не делает партию националистической, так функциональное использование национализма под псевдонимом «патриотизм» не означает националистической метаморфозы власти.

Заметное невооруженным глазом нарастание влияния националистического дискурса на политические идеологии и общественно-политические дискуссии в России с начала XXI века вызвано не усилением национализма как политического течения, а капитальной трансформацией русской идентичности, ее поворотом в этническое русло. <…>

Мы утверждаем, что взгляд на русский национализм с позиции его негативистской презумпции ошибочен аналитически и чрезвычайно опасен политически. <…>

Русский национализм и русская этничность не нуждаются в исторической реабилитации – их реабилитирует сама жизнь. <…>

 

Новый смысл русского национализма

На рубеже XX – XXI веков радикально изменились отечественный и мировой контексты, соответственно радикально изменился исторический смысл русского национализма.

Россия более не существует как империя. Реанимация последней абсолютно невозможна. Имперская идентичность разрушилась еще в Советском Союзе, причем ее разрушение было причиной, а не следствием гибели СССР.

В ходе советской истории произошла также безвозвратная деактуализация русского мессианского мифа – идеи особого предназначения русских и России в эсхатологической перспективе, которая составляла «красную нить» национального бытия на протяжении последних нескольких столетий. В более широком смысле в современной России никакие трансцендентно мотивированные и предполагающие самопожертвование культурные и идеологические системы не обладают массовым мобилизационным потенциалом.

Исчерпанность морально-психологических и социокультурных ресурсов коррелирует с беспрецедентным биологическим упадком русского народа. Главная проблема России – не дефицит экономической, технологической или военной мощи, а биологический и экзистенциальный кризис, к чему стоит добавить угнетающую интеллектуальную деградацию общества и элит. <…>

Тенденция к самостоятельности России и формированию собственного государства превалирует среди русских по крайней мере с середины 1990-х годов. Причем динамика ее поддержки нарастает как вообще, так и особенно среди поколений, социализировавшихся в постсоветскую эпоху. Для последних существование России в ее постсоветских границах безальтернативно.

Мы наблюдаем исторический сдвиг поистине грандиозных масштабов: ценность и идея Империи, русский мессианизм, составлявшие доминанту русского сознания и главный нерв национального бытия на протяжении без малого четырехсот лет, сданы в архив. Русские перестали быть имперским народом – народом для других, закрыта героическая, славная и страшная глава нашего прошлого. И это несравненно более кардинальное изменение, чем политические и экономические пертурбации последних полутора десятков лет.

Ответом на необратимый (ибо необратима эволюция сложных социальных систем) кризис имперской идентичности стало вопреки телеологической логике «посткоммунистического транзита», не формирование нации «россиян» и политической (гражданской) «россиянской» идентичности. Наоборот, развивается прямо противоположный процесс – радикальная и глубокая этнизация русского сознания, о которой шла речь в начале этой статьи.

В его основе лежит импульс биологической природы – инстинкт самосохранения и выживания этнической группы. <…>



 
« Предыдущий документ   Следующий документ »




29 июня 2017 года

Популярное

Полезное

Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Национальная газета 2006 - 2016
При полной или частичной перепечатке материалов газеты или сайта активная ссылка на nationalka.ru обязательна.




Яндекс цитирования