Национальная газета
Национальная газета

Ежемесячное русское обозрение
Газета зарегистрирована в комитете России по печати. Рег. номер А-0671 от 19 мая 1995 г.

Национальная газета выходит
один раз в месяц.
Тираж - 10000 экз.
Цена договорная.
Подписка осуществляется
почтовым переводом
на имя главного редактора.
Стоимость одного номера -
15 р.с пересылкой,
годовая подписка - 180 р.

  
Главная страница
2006
2005
2004
2003
Контакты
Поиск по сайту
Схема сайта
Рекомендуйте нас

Полезное

Нолиджмен

Версия для печати Отправить на e-mail

К вопросу о рождении нового гегемона и его лидера 

Мир стремительно меняется. И в этом мире роль конкретной личности, с одной стороны, может возрасти до гипертрофированных размеров, с другой – она может стать бесконечно мала. Чтобы позиционировать себя в обществе, нужно ответить на множество вопросов, но основными, по моему мнению, являются два.

Первый вопрос – кто герои нового времени? Где новые Павки Корчагины, Алексеи Маресьевы, герои 60-х – физики и лирики? Кому должно стремиться подражать подрастающее поколение? «Новым русским» или «отъехавшим» навсегда?

Второй вопрос – а кто я в новом обществе? Отношусь ли я к прослойке интеллигенции («людей умственного труда, обладающих образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом»)? В народе в Советское время представителей этой прослойки называли ИТРовцы, знатоки, мудрецы, интелы, трудинты, профи, технократы, профессиональные знатоки, умельцы, мастера, и т. д. В конце 1990-х годов академик Н. Я. Петраков стремясь придать новый статус интеллигенции, определяет её как «человека – творца», мощного генератора новой информации, который определяет динамизм любой общественной системы.

Отношение к интеллигенции в царской России было не очень благосклонным. Какими только определениями не пользовались – бердяевское «интеллигентщина», ленинское «гнилая интеллигенция», солженицынское «образованщина», струвинское «отщепенство». После революции 1905 года за русской интеллигенцией закрепилась слава провокатора русского бунта. Хлесткую классификацию русской интеллигенции дал В. О. Ключевский: а) люди с лоскутным миросозерцанием, сшитым из обрезков газетных и сценарных; б) сектанты с затверженными заповедями, но без образа мыслей и даже без способностей к мышлению … в) щепки, плывущие по течению, оппортунисты либеральные или консервативные, и без верований, и без мыслей, с одними словами и аппетитами. А если к этому добавить те эпитеты, которыми наградил народ интеллигентов, попавших на высшие государственные посты, таких как Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс и других, то видим, что слово «интеллигент» стало широко распространенным ругательным выражением.

Но свято место пусто не бывает. Новые времена рождают новых героев, нового гегемона общества. Кто же он?

В 1962 году Ф. Махлуп ввел в научный оборот не вполне корректный, но показательный термин “работник интеллектуального труда (knowledge-worker)”, однако с тех пор понятийный аппарат социологической теории многократно уточнялся и совершенствовался. По мнению В. Л. Иноземцева, существуют три варианта классификации отдельных категорий работников внутри этой социальной группы. Первый из них, наиболее традиционный, состоит в различении активных и пассивных интеллектуальных работников (knowledge-producing workers и knowledge-using workers). Согласно второму, она подразделяется на собственно творческих личностей (knowledge-workers), технический персонал (data workers) и лиц, осуществляющих первичную переработку полученной информации (information workers). Третий вариант основывается на более глобальном противопоставлении интеллектуальных работников (knowledge-workers) работникам потребительского сектора и сферы массового производства в целом (consumption-workers).

Характерно, что новый класс интеллектуальных работников не только занимает особое место в структуре общественного производства, но и обнаруживает признаки исключительно быстрой количественной экспансии: по некоторым оценкам, доля knowledge-workers достигает 70 процентов совокупной рабочей силы США. Сегодня представители этой категории обеспечивают фактически весь нетто-прирост занятости в постиндустриальных странах.

Причиной появления нового класса явилась возможность превращать знания в прибавочную стоимость. В современной экономике знание стало золотым стандартом. Чтобы добиться процветания в новом тысячелетии, необходимо понять значения этого изменения. Время для конкретных действий ограничено. Рост производительности труда на основе знаний – вот что является базой для самых быстрых темпов роста экономики по всему миру. Фундаментальные основы экономики знания – человеческая изобретательность и умение, стремление к новшеству через научные исследования. Анализ этих тенденций показал, что будущее России зависит от способности всех секторов экономики при помощи государства генерировать знания и, следовательно, богатство. Реалии сегодняшнего дня демонстрируют, что новая экономика, основанная на знаниях, новых информационных технологиях, вносит значительный вклад в ВВП. Например, в странах «Организации экономического сотрудничества и развития» более 50% ВВП основаны на экономике знания.

Различные аспекты экономики знаний представляют аксиому: «Знание – ключевой компонент нематериальных активов, известных как интеллектуальный капитал, который дает компании жизнеспособное преимущество над конкурентами». За последние двести лет экономическая теория признавала только два средства производства: труд и капитал. Знание, производительность, образование, и интеллектуальный капитал оценивались как внесистемные факторы. В новой теории, предложенной стенфордскими экономистами Паулем Ромером (Paul Romer) и другими, знание стало третьим средством производства.

Основные особенности этой теории: 1) Знание – базисная форма капитала. Экономический рост управляется накоплением знания. 2) Новые технологические достижения создают технические платформы для дальнейших новшеств, являющиеся ключом к экономическому росту. 3) Инвестиции способствуют увеличению ценности новых технологий и наоборот. Т. е. появившийся цикл позволяет увеличивать темп роста страны постоянно, что не соответствует основам традиционной экономики. 4) Чтобы инвестировать в технологии, страна должна иметь достаточный человеческий капитал – формальное образование (школа, техникум, институт и т.д.) и обучение на рабочем месте в процессе работы, воплощенное в рабочей силе.



 
« Предыдущий документ   Следующий документ »




18 августа 2017 года

Популярное

Полезное

Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Национальная газета 2006 - 2016
При полной или частичной перепечатке материалов газеты или сайта активная ссылка на nationalka.ru обязательна.




Яндекс цитирования