Национальная газета
Национальная газета

Ежемесячное русское обозрение
Газета зарегистрирована в комитете России по печати. Рег. номер А-0671 от 19 мая 1995 г.

Национальная газета выходит
один раз в месяц.
Тираж - 10000 экз.
Цена договорная.
Подписка осуществляется
почтовым переводом
на имя главного редактора.
Стоимость одного номера -
15 р.с пересылкой,
годовая подписка - 180 р.

  Главная страница arrow 2006 arrow 2006 - 11 (101) - 2007 - 2 (104) arrow Об обрядовой стороне православия
Главная страница
2006
2005
2004
2003
Контакты
Поиск по сайту
Схема сайта
Рекомендуйте нас

Полезное

Об обрядовой стороне православия

Версия для печати Отправить на e-mail

Вопрос: Ветхий Завет содержит 612 религиозных запретов, распространяющихся как на сакральную (священную), так и на секулярную (светскую) область жизни: прием пищи, одежду, сексуальное поведение и т. д. Действительны ли для христианина все запреты и ограничения Ветхого Завета?

Ответ: В сакральной сфере эти запреты и ограничения полностью перешли в современный иудаизм, а отчасти и в ислам – обрезание, отказ от свинины и мн. др. Сам Христос их, несомненно, соблюдал с самого детства, подавая пример окружающим. (Как известно, вся иудейская обрядность в течение нескольких веков продолжала полностью соблюдаться христианами на родине Христа – в Палестине, хотя новообращенные христиане из язычников считали ее слишком обременительной и выступали против этого.) Для последовательного христианина нет никаких оснований не соблюдать их.

В бытовой, светской сфере некоторые ограничения (но только некоторые!) сняты личными указаниями самого Христа, провозгласившего, например, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27), и тем освободившего христиан от празднования «шаббата». Или что «ничто, извне входящее в человека, не может осквернять его» (Мк. 7:15, 18), и тем освободившего христиан от пищевых запретов, например, от запрета есть угрей, миног, мурен, крабов, омаров или устриц, креветок, зайцев, свинину, вкушать мясо с кровью и т. д. Христос также подверг критике обязательность омовений рук и посуды (Мк. 7:1-8), что впоследствии было интерпретировано излишне широко.

Однако иные запреты (в частности, в сексуальной области и сотни других) Христом никогда не отвергались и должны, вне всякого сомнения, соблюдаться самым строгим образом. В одном из древнейших списков Евангелия от Луки Иисус говорит, в полном соответствии с книгой Левит (5:1-4), что человек, сознательно нарушающий субботу в силу необходимости или для каких-то благих целей, благословен, но человек, бездумно нарушающий Закон, – проклят (Лк. 6:4. Cod. D). В Евангелии от Марка он велит исцеленному им человеку принести за очищение свое «что повелел Моисей» (Мк. 1:44). В т. н. Евангелии евреев говорится: «Другой из двух богачей сказал: Учитель, что доброго мне совершить, чтобы обрести жизнь вечную? Он сказал ему: Человек, исполняй Закон и Пророков» (Ориген. Com. in Matth.). И т. д.

Как же получилось, что со временем христиане отошли от скрупулезного исполнения Закона? Только через десять лет после казни Христа первая группа язычников приняла Евангелие, и эта весть потрясла Иерусалим! «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян. 15:6) и, заслушав Петра («что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?»), Павла и Варнаву (о знамениях и чудесах, сотворенных ими ради язычников-неофитов), а также Иакова («я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников»), постановили предписать новообращенным из неиудеев лишь немногое: «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не желаете» (там же, 15:7:29). В этом рассказе видны все основания и все мотивы такого решения: оно принято ради того, чтобы не отпугнуть прозелитов, снисходя к слабости человеческих душ и телес. «Относительно же иудео-христиан предполагалось, что они по-прежнему будут исполнять закон Моисея»1 . Как будто не слыхав, что «узок путь и тесны врата, ведущие в Царство Небесное», апостолы предложили неевреям Закон, но максимально редуцированный, облегченный и выхолощенный, «удобный», не требующий никаких жертв, необременительный. Неудивительно, что язычники, «прочитав, возрадовались о сем наставлении» (Деян. 15:31). Слава Богу! Чтобы спастить, им необязательно превращаться в евреев! Довольны были и евреи, в высшей степени подозрительно относящиеся к любым попыткам неевреев «записаться» в их племя.

Однако «необязательно» не означает «нежелательно». Нигде в Писании – ни в Ветхом, ни в Новом Завете – не говорится о том, что верующим запрещено соблюдать Закон. Нигде в Священном Писании вы не найдете указаний заменить субботу на воскресенье, или что нужно забыть все ветхозаветные праздники, или что христианину непозволительно совершить обрезание, независимо от того, еврей он или нет.

Следует заметить, что даже апостол Павел, отправленный проповедовать Христа язычникам и отказавшийся там (чтобы не затруднять взаимопонимание с неофитами) исполнять Закон, напоминает, все же, галатам: «Ибо написано: “Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона“… Закон не по Вере, но кто исполняет его, тот жив будет им» (Гал. 3:9,12).

Сомнительное поведение Павла стало предметом апостольского разбирательства в Иерусалиме2 . Старший брат Господа, апостол Иаков, поведал с радостью Павлу: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители Закона» (Деян. 21:20). И Павлу было рекомендовано взять четырех свидетелей, чтобы оправдаться в обвинении, будто он «всех иудеев, живущих между язычниками» учит «отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям… И узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать Закон». И Павел послушался этого совета (Деян. 21:21-26).

 Позднее, попав на суд синедриона, Павел признал: «Мужи братия! Я фарисей, сын фарисея» (там же, 23:6). А правителю Кесарии Феликсу сказал: «Я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в Законе и Пророках» (там же, 24:14).

Кончено, трудно верить во всем апостолу Павлу, который признавался в собственном беспредельном двуличии: «Для иудеев я был как иудей, дабы приобресть иудеев; для подзаконных был как подзаконный; для чуждых Закона – как чуждый Закона» (I Кор. 9:19-21). Однако он же разъяснял римлянам (т. е. христианам из язычников): «Итак, мы уничтожаем Закон Верою? Никак; но Закон утверждаем» (Рим. 3:31). И далее: «Закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра» (Рим. 7:12).

Наконец, что бы ни говорил, применяясь к обстоятельствам, апостол Павел, но, отправляясь в Сирию, он в городе Кенхреи остриг голову по назорейскому обету (Деян. 18:18). Почему, зачем? Да потому и затем, что, став апостолом Христа, он, тем не менее, продолжал соблюдать Закон иудеев. Подавая этим пример и другим христианам.

Таким образом, наверняка можно утверждать: В отрицании Закона спасения нет!



 

Комментарии 

  1. #3 Марк
    2015-10-1411:19:43 Вопрос не понятен. Поясните.
  2. #2 Мария
    2015-10-1321:11:06 Марк, Вы-провокатор?
  3. #1 Марк
    2013-11-1220:15:59 http://rublev-museum.livejournal.com/266809.html
    Антихристианская позиция "Национальной газеты" осознанный выбор?
« Предыдущий документ   Следующий документ »




15 декабря 2017 года

Популярное

Полезное

Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Национальная газета 2006 - 2016
При полной или частичной перепечатке материалов газеты или сайта активная ссылка на nationalka.ru обязательна.




Яндекс цитирования