Национальная газета
Национальная газета

Ежемесячное русское обозрение
Газета зарегистрирована в комитете России по печати. Рег. номер А-0671 от 19 мая 1995 г.

Национальная газета выходит
один раз в месяц.
Тираж - 10000 экз.
Цена договорная.
Подписка осуществляется
почтовым переводом
на имя главного редактора.
Стоимость одного номера -
15 р.с пересылкой,
годовая подписка - 180 р.

  Главная страница arrow 2006 arrow 2006 - 3-5 (93-95) arrow Дела церковные и светские
Главная страница
2006
2005
2004
2003
Контакты
Поиск по сайту
Схема сайта
Рекомендуйте нас
Гостевая книга

Полезное

Дела церковные и светские

Версия для печати Отправить на e-mail
Главным событием российской церковной жизни последнего времени была не состоявшаяся попытка президента Путина объединить Русскую православную церковь Московского патриархата (РПЦ МП) с Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). На IV Всезарубежном соборе, проходившем 6-13 мая в Сан-Франциско этот амбициозный и тщательно пролоббированный многочисленными заинтересованными лицами проект едва было не осуществился, но... далее Акта о каноническом общении с РПЦ дело не пошло. Можно представить себе горькое недоумение Кремля: там-то ведь уже готовились слушать единогласно и всеправославно исполняемую осанну! Сорвалось. Почему?

На поверхности событий лежит объяснение, прозвучавшее на самом Соборе и со стороны некоторых выступавших (хотя их и пытались не допустить как на Собор, так и на трибуну), и в официальных итоговых документах.

Например, священник Виктор Добров заявил во всеуслышание:

«Совсем недавно в Бразилии проходила очередная экуменическая Ассамблея Всемирного совета церквей (ВСЦ)... Итоговым документом, принятым и утвержденным участниками этой экуменической ассамблеи, а в частности и Московской патриархией в лице своих представителей, является документ под названием «Учение о Церкви: Призванные быть единой Церковью». Этот документ вызывает сомнения в православности вероисповедания самой Московской патриархии».

Вот так, не много, не мало.

Резко? Очень даже. Но данный мотив настолько задел сердца всех собравшихся, что в смягченной форме отразился и в резолюции Собора во вопросу об отношенях с РПЦ:

«Участие Русской православной церкви Московского патриархата во Всемирном совете церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской православной церкви Московского патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна. Мы уповаем, что грядущий Поместный собор Единой Русской церкви урегулирует и остающиеся неразрешенными церковные вопросы».

На первый взгляд причины «неслияния в экстазе» двух Русских православных церквей ясны. Это, во-первых, неприличная и ни с какими канонами несообразная игра в экуменизм, давно уже и с азартом практикуемая РПЦ МП. Эта игра особенно активно велась при Ельцине, когда дрейф России в сторону Запада носил характер вполне официальный, и Патриархия стремилась ему во всем соответствовать. Ведь экуменизм, по сути, есть не что иное как религиозная глобализация: отказ от соблюдения древних священных догматов и канонов во имя неких «общерелигиозных» (по аналогии с «общечеловеческими») ценностей. Локомотивом экуменического движения в РПЦ был и остается митрополит Кирилл (Гундяев), возглавляющий все эти годы Отдел внешних сношений МП (тесно связанный с МИДом и спецслужбами) и недвусмысленно метящий в кресло патриарха, состояние здоровья которого подогревает надежды митрополита. Гундяев же, в свою очередь, является верным учеником митрополита Никодима (Ротова), с именем которого связан не только расцвет экуменической ереси в СССР, но и вообще продвижение либерально-демократических ценностей в умах целого поколения священников, обучавшихся под его наблюдением. Так что камешек в огород возможного будущего патриарха РПЦ МП не так гладок и безобиден, как может показаться. Упрек в экуменизме, сделанный в столь драматических тонах на Соборе РПЦЗ, задевает глубокие и тайные струны как внешней, так и внутренней политики МП. Он, если можно так выразиться, отбрасывает длинную тень вперед, ибо если Митрополит Кирилл и впрямь займет в ближайшие годы патриарший престол, об объединении церквей придется, скорее всего, вообще забыть.

Не менее важна вторая причина, а именно: многолетний отказ под всеми возможными и невозможными предлогами от созыва канонического Всероссийского поместного собора. Груз внутрицерковных проблем, накопившихся за годы патриаршества Алексия II, так велик, а недовольство верховными пастырями среди прочего чина так основательно, что выносить все это на соборное обсуждение иерархи очень опасаются: как бы Собор не опрокинул вверх дном всю барку РПЦ! Поэтому вопреки всем канонам и уставам давно уже просроченный Собор все откладывается и откладывается на неопределенное время...

В свете сказанного понятно, что пожелание РПЦЗ на каноническом Всероссийском поместном соборе «сесть рядком, поговорить ладком» и мирно обсудить все проблемы, существующие между РПЦ МП и РПЦЗ, сродни пожеланию увидеться после дождичка в четверг. Оно попросту невыполнимо! При наличном патриархе во всяком случае. А если преемником станет митрополит Кирилл, то и тем более.

Здесь уместно сделать небольшое историческое отступление. В 1920 году патриарх Тихон, коего большевики чуть позже свели в могилу, предвидя ликвидацию высшего церковного управления в России, издал указ № 362, который всем зарубежным епархиям РПЦ давал право на самоуправление. Впоследствии эти епархии и создали Архиерейский синод РПЦЗ, прервавший в 1927 году канонические отношения с местоблюстителем патриаршего престола в СССР Сергием (Старгородским), потребовавшим от «зарубежников» полной лояльности советской власти под страхом различных наказаний. В дальнейшем действия РПЦЗ, объединяющей миллионы верующих православных (теперь уже не только эмигрантов, но и россиян), отличались большой решительностью и неизменно высшей нравственностью. Так, в 1981 году она канонизировала новомучеников российских, погибших за веру при большевиках-коммунистах. А в 1982 году самым форменным образом предала анафеме экуменизм (проклятыми оказались все члены Всемирного совета церквей, в том числе Московский патриархат). С 1975 года РПЦЗ принимала в свой состав советские «катакомбные» приходы, чуравшиеся просоветского МП, не признававшие «сергианскую» РПЦ. А с 1989 года стала активно принимать и легальные российские приходы, в некотором количестве откалывающиеся от Алексия Второго. Реакцию на это последнего нетрудно себе вообразить.

В свете сказанного понятно, что несмотря на бешеное давление промосковского лобби (в котором мы видим на фоне всего путинизирующего Оргкомитета такие фигуры, как крупный предприниматель Борис Йордан или Берлинский архиепископ Марк), несмотря на то, что Предсоборная комиссия тщательно пыталась отсеять делегатов, выступающих против подчинения МП, результат IV Всезарубежного собора обрушил надежды Москвы на поглощение «эмигрантской» церкви. Большинством голосов первоначально заготовленная резолюция, предусматривавшая «евхаристическое общение» с МП, литургическое поминовение Алексия Второго и право Синода РПЦ утверждать архиереев РПЦЗ – была забаллотирована. И напротив, было подтверждено Положение о самоуправлении РПЦЗ, то есть – подтверждена по-прежнему полная независимость от Москвы. Решение, смело скажем, историческое.



 
« Предыдущий документ   Следующий документ »




27 июня 2017 года

Популярное

Полезное

Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Национальная газета 2006 - 2016
При полной или частичной перепечатке материалов газеты или сайта активная ссылка на nationalka.ru обязательна.




Яндекс цитирования