21
Чт, нояб

2003

Сегодняшние СМИ "преднамеренно и упорно избегают слов "русские", "русский народ". Взамен лукаво пущено в ход и усиленно навязывается слово "россиянин", к которому стараются отнести всех граждан России, - замечает писатель Сергей Каширин в своей статье "Какие же мы, русские?" ("Русский альманах", N2, СПб, 1997).

Ну что тут скажешь? Были мы все "советскими", стали - "российскими";.. Не дай бог, распадётся Россия на "удельные княжества", и станем уже не "российскими", а "московскими",, "питерскими", "тверскими"... - лишь бы не русскими!.. Хотя последнее как российскими СМИ, так и забугорщиками, всё же употребляется, но только - в негативном смысле.

Вот идёт передача по известному своей неприкрытой русофобией "Радио "Свобода", и часто выступающая там журналистка Ольга Пшебыльска вдруг изобретает новый термин - "РОССИЙСКОязычные" - о тех, кто приезжает в Европу из России, но тут же, говоря о преступниках, употребляет термин - "РУССКОязычные"!..

В полной мере всё то же относится и к составителям означенного сборника, в коем ЗАМЕНА НАЗВАНИЯ - это не столько стремление угодить власть имущим, сколько желание размыть, исказить понятие "русский", заменив его на безликое, безнациональное понятие "россиянин", к тому же, изрядно высмеять и само понятие о русскости, поместив на суперобложку одного из безусловно худших представителей царской элиты двух предыдущих веков! Ведь уж если сборник начинается с портрета самодовольного франта, каким и предстаёт на портрете П. Зубов, то, поинтересовавшись затем его биографией, впечатление сразу же сложится соответствующее и ко всем остальным, помещённым в этом сборнике. Таким образом, в данном случае "новое" название сборника возникло не случайно, а с явно русофобских позиций, что в конечном счете, как мы увидим далее, усилиями некоего А. Н. Щукина - составителя последующего сборника с идентичным названием - "ЗНАМЕНИТЫЕ РОССИЯНЕ: Биографический словарь-справочник" (М.: "Просвещение"; "Учебная литература", 1996) -обернулось уже настоящей идеологической диверсией против Русского народа.

Вроде бы - не "серия" (какой, например, была "ЖЗЛ"), но почему-то названия одни и те же - "ЗНАМЕНИТЫЕ РОССИЯНЕ"?! Что это - случайное совпадение или бедность словарного запаса у составителей сборников?.. Как оказалось, не то и не другое. Всё значительно проще и в то же время сложнее... Дело в том, что и. название, и критерии отбора у этих изданий – не что иное, как прямое заимствование из сборника аналогичного характера, но с той лишь разницей, что в названии вместо слова "россияне" написано - "евреи". Да, вы абсолютно правильно догадались: речь идет о сборнике "ЗНАМЕНИТЫЕ ЕВРЕИ: Краткие биографии" (составитель Э. Бройтман. - М., ТОО "ВНЕШСИГМА", 1992). Именно здесь у Бройтмана мы и находим объяснение употребления слова "ЗНАМЕНИТЫЕ", появившееся на обложках всех трёх сборников,

"В этой книге, - пишет в предисловии к своему изданию Э. Бройтман - рассказывается не о ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ, а о ЗНАМЕНИТЫХ евреях ("хороших" и "плохих"). Можно по-разному оценивать деятельность, например, Льва Троцкого, но то, что он знаменит - это факт'' (здесь и далее в цитатах выделено мной, - Л.Б.). Ну что ж, в конце концов, каждый народ имеет право знать не только своих героев, но и тех, за кого надо стыдиться и молить Бога о прощении... Однако оставим на время эмоции и займёмся делами более прозаическими - чисто лингвистическими.

Как мы видим, для Бройтмана замена слова "замечательный" на слово "знаменитый" позволяет поставить в один ряд и "хороших" людей, и "плохих"! Воистину - богат Русский язык! Вот и куражатся над нами инородцы, используя наш великий и могучий в своих целях. Каких?.. Для начала обратимся к словарям... По "Словарю русского языка" С. И. Ожегова (М., 1961):

"ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ. Исключительный по своим достоинствам, выдающийся. Замечательно (нареч.), красиво.

ЗНАМЕНИТЫЙ. Пользующийся чрезвычайно большой известностью".

По "Словарю синонимов русского языка" (М., "Сов. энциклопедия, 1969):

"ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ. Выдающийся, изумительный, интересный.

ЗНАМЕНИТЫЙ. Известный, популярный, признанный, славный, прославленный... (об отрицательной известности: хвалёный, пресловутый) о человеке: знатный; именитый; увенчанный славой (лаврами)".

Как видите, понятия "замечательный" и "знаменитый" не являются синонимами, то есть обозначают разный, а иногда и совершенно противоположный смысл. Поэтому эти понятия ни в речи, ни на письме никак не могут ЗАМЕНЯТЬ друг друга, а лишь могут употребляться ОДНОВРЕМЕННО (в сочетании) для усиления, причём только положительного воздействия на читателя или слушателя: ведь "замечательный" человек чаще всего и "известный", то есть "знаменитый"! И вот этой-то тонкой нюансировкой русского языка и воспользовались господа составители для механической ПОДМЕНЫ одного понятия другим, в результате которой слово "знаменитые", вынесенное в заглавие толстых сборников (и о "евреях", и о "россиянах"), уже читается, как "замечательные"...

Итак, как вы помните, сия ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ понадобилась Э. Бройтману для включения в его сборник, созданный по национальному признаку, людей не только замечательных ("хороших"), но и знаменитых (хотя и "плохих"). Следовательно, можно ожидать, что такой одиозной личности, как Лев Троцкий, будет дана и соответствующая характеристика (как это, например, сделано составителями "РУССКИХ ПОРТРЕТОВ...": объективно и нелицеприятно, если "знаменитость" того заслуживает!), но, открыв нужную страницу, читаем:

"ЛЕВ ДАВИДОВИЧ ТРОЦКИЙ (Лейба Давидович Бронштейн, 1879-1940), государственный и политический деятель, литератор..."

Далее следует бесстрастное перечисление дат, связанных с фактами его биографии. И - всё! Ни единого слова о его так называемой "деятельности" кровавого палача, фактического изобретателя ГУЛАГа, организатора "красного террора" и массовых расстрелов в подвалах ЧК, унёсших только за первые пять лет (с 1917-го по 1923 год) 20 процентов (!) населения страны, что составило 28,6 миллиона человек (см. В. Кожинов. "Загадочные страницы XX века": "Наш современник", N9, 1995).

Но, может быть, к Лейбе Троцкому у Э. Бройтмана есть какая-то особая, ничем не объяснимая, патологическая страсть, ради которой ему так захотелось увековечить это чудище на страницах своего сборника?! Не будем спешить с догадками, а начнём чтение сборника в алфавитной последовательности и посмотрим кого-нибудь из известных нам личностей, начиная с буквы "А"...

"ЕВНО (ФИШЕЛЕВИЧ) АЗЕФ (1869-1918), провокатор, агент русской охранки. В 1901 году стал одним из организаторов в партии эсеров... А. руководил подготовкой нескольких террористических актов (убийство министра внутренних дел России В. К. Плеве, 1904 г.; убийство великого князя Сергея Александровича, 1905 г.) и в то же время выдавал охранке активистов партии эсеров, многие из которых были казнены..."

Да, "достойная" личность для плеяды еврейских "знаменитостей" - ничего не скажешь! Далее по алфавиту...

"БЕЙЛИС М., жертва обвинения в ритуальном убийстве ("дело Бейлиса")... 20 марта 1911 года в пещере на окраине Киева был обнаружен труп двенадцатилетнего мальчика Андрея Ющинского... 28 октября 1913 т. <.. > суд присяжных единогласно вынес решение о невиновности М.Бейлиса".

Итак, - "жертва обвинения"... Но в каком чудовищном преступлении! И точно ли доказана его "невиновность"?.. Вот что по этому поводу писал тогда русский философ Василий Розанов: "Решение присяжных... Оно отразило добрый русский характер, немного вялый русский характер, истомлённый пассивным слушанием множества речей, и в этой истоме скорее сказавший "не знаю", чем "не виновен" ("...Я хочу быть русским'' ''Молодая гвардия", N5, 1997, с.339).

Невольно вспомнилось и печально-знаменитое "дело Дрейфуса", которое так же, как и "дело Бейлиса", поглотило годы судебного разбирательства... Ага, а вот и он!..

''АЛЬФРЕД ДРЕЙФУС (1859-1935). Офицер французской армии. Был привлечён к суду по ложному обвинению в измене родине и шпионаже в пользу Германии ("дело Дрейфуса")..."

Ещё одна тёмная личность, ещё одна "жертва" обвинения? И опять, - какого тяжкого!.. "Тут вопрос не о том, кто светел, а о том, кто силён, - писал в те годы Василий Розанов (там же, с. 297). - Конечно, Франция светлее еврейства. Ведь "дело Дрейфуса" было попыткою сорвать "нравственный банк" Франции; отсюда вся его вязкость, упорство, и отсюда же всемирное к нему внимание... Царями столько не занимаются; и смерти императрицы австрийской, тоже невинно погибшей, не было дано и сотой доли внимания, какое дано было "невинно заподозренному Дрейфусу"...

Сила эта - в ЦЕПКОСТИ и СОЛИДАРНОСТИ. Нам передавали в эту зиму, когда одна из одесских газет пробовала временно стать "против Дрейфуса", то поутру множество евреев выбежали из дому на улицу и, манифестируя своё негодование, рвали в клочки только что полученные номера этой газеты..."

Читаю эти строки столетней давности, и сразу же напрашивается целая цепочка аналогий: с "делами" журналистов пресловутого ОРТ, пытавшихся во главе с неким Шереметом нелегально перейти границу Белоруссии с Литвой и арестованных на месте преступления; или журналиста с русофобского "Радио "Свобода" Бабицкого, фотографировавшего издевательства и пытки чеченских бандитов над русскими пленными; или банкира Гусинского, арестованного за мошенничество...

Какой шум и визг каждый раз сразу поднимают российские СМИ и все "забугорные голоса": "Немедленно освободить!.." "Павел Шеремет (Бабицкий, Гусинский) - жертва тоталитарного режима (в Белоруссии, в России)!"; "Применить в отношении (Белоруссии, России) экономические санкции!" и т.д.

Как похож этот всемирный шабаш на описанную Розановым еврейскую солидарность, их ВСЕМИРНУЮ СЦЕПКУ... По времени нас разделяет целое столетие, и география - Киев, Париж, Минск, Москва - самая разная, а "дело" - всё то же: по выражению В. Розанова, "решительно - грязное дело, грязна его тема, и далеко не херувим человек..."

Рядовое уголовное дело пытаются перевести в разряд политического, при этом под сомнение сразу же ставятся - не больше не меньше - как межгосударственные взаимоотношения! Еврей Дрейфус - или Франция?! "Демократ" Шеремет - или Белоруссия?! Олигарх Гусинский - или Россия?..

Листая страницы сборника "ЗНАМЕНИТЫЕ ЕВРЕИ", наконец, начинаешь понимать, что для Э. Бройтмана одинаково дороги не только такие евреи, как, например, известные артисты - Фаина Раневская, Марк Бернес, поэт Борис Пастернак или философ XVII столетия Барух Спиноза, но и такие, как террористка Ф. Каплан (Фейга Хаимовна Ройдман, по кличке Дора, "знаменитая" лишь тем, что стреляла в Ленина) и хасид Бейлис, и провокатор Азеф, и кровавый палач Троцкий... Нам, русским, конечно, трудно, а в данном случае даже и невозможно понять, как можно в один ряд ставить такие антиподные фигуры и зачем понадобилось Э. Бройтману увековечивать их память? Но ведь не зря говорят: чужая душа - потёмки! И кто знает, что может согреть еврейскую душу...

Но, как говорится, и бог бы с ним! Не будем претендовать на понимание еврейского "национального" чувства. Но почему же тогда тот же Троцкий вошёл в биографический сборник "ЗНАМЕНИТЫЕ РОССИЯНЕ..." г-на Щукина? Какими критериями отбора он руководствовался, помещая в биографический справочник такую фигуру, как Троцкий? причём в справочник, который он рекомендует не только для чтения широкой аудитории, но и в качестве школьного пособия (!) по курсу "Мировая художественная культура", "История", "Литература"? то есть в справочник, который уже своим содержанием, своим фактическим материалом призван ВОСПИТЫВАТЬ молодое поколение страны?.. В чём же фигура Троцкого может служить примером для школьников?..

Людмила Бутовская

0
Лев

Контакты

Яндекс.Метрика