18
Ср, сен

2004

В огромном потоке православных изданий, наводнивших в лотки «душеспасительной» литературы, трудно найти действительно интересные материалы. Материалы, рассчитанные не на созерцательных праведников «не от мира сего», не на богомольных старушек и не на «высокодуховных» умиротворенных интеллигентов. А материалы для людей действия, людей воли, людей победы – каковых в среде православных патриотов скоро, похоже, вовсе не останется. Взгляд на православную публицистику дает образ, насыщенный блеклыми, пресными, лунными тонами – в противоположность востребованному «немногими избранными» образу солнечному, мужественному, лучезарному.

Именно в русле следования такой лучезарной, героической Традиции была бы уместной публикация материалов о, может быть, самых достойных православных воинах-аскетах 20 века – рыцарях румынской «Железной Гвардии».

24 июня 1927 г. молодой национал-радикал Корнелиу Кодряну вместе с четырьмя единомышленниками создает ядро новой организации – Легион Архангела Михаила. Дальнейший рост обеспечивался за счет появления новых «гнезд» - так назывались маленькие группки легионеров-единомышленников. К примеру, некий рядовой легионер заражал легионерскими идеями своих знакомых, и те изъявляли желание вступить в организацию. После соответствующих процедур, новообращенные формировали самостоятельное «гнездо», а обративший их к легионерской идеологии соратник становился руководителем этого «гнезда». Когда кто-нибудь из новообращенных навербовывал собственную группу – образовывалось новое независимое «гнездо».

Другим важным принципом движения было существование в рамках Легиона двух организаций – точнее, собственно Легиона Архангела Михаила и политической структуры – т. н. «Железной Гвардии», под чьим именем в последствие все движение в целом и стало известно. Важность подобного разделения трудно переоценить – в то время как легионеры-политики сидели в парламенте, их соратники занимались «прямым действием». И если в политическое крыло на выборах набирало до 16% голосов, то и «прямое действие» давало о себе знать весьма громкими акциями: так, на счету легионеров было убийство двух премьер-министров из числа ненавистных либералов.

На ненависти Кодряну к либерализму следует остановиться особо. Либерализм в глазах Кодряну являлся выражением глубинного кризиса, постигшего современный мир. Современный мир отказался от религиозного начала в мире, отказался от внутренней и внешней дисциплины, чье место заняла новая мораль безответственных людей, любителей легкой жизни, «последних людей», говоря словами Ницше. В этом мире не осталось места мистическому, возвышенному началу, а значит, не осталось места подвигу как актуальному проявлению Духа.

В первой половине 20 века против либерализма – и его брата-близнеца коммунизма – восстали многие народы Европы. Их знаменами стали идеологии правого толка, такие как Фашизм в Италии, Национал-Социализм в Германии и так далее. Но если итальянский фашизм, по большому счету, не смог создать целостной идеологической системы, а немецкий нацизм на практике стремился свести свою суть к расовым доктринам (которые сами по себе не могут служить ориентиром в духовной сфере, так как, взятые изолировано, выливаются в банальный биологический материализм), то Железная Гвардия перенесла борьбу в сферу Духа. Иначе о борьбе с современным миром не стоит и замышлять, так как с Царством Материи можно сражаться только под девизом Духовных ценностей.

Эту борьбу Легион повел во всех сферах повседневной жизни. По всей стране за 30-е гг. была создана сеть общин, где воины Железной Гвардии, занимаясь трудом, физическим и моральным совершенствованием, прежде всего, стремились реабилитировать аскетический образ жизни, сами становясь воинами-аскетами наподобие рыцарей средневековых орденов. Опорой в этом им служила прежде всего личность самого Капитана – Корнелиу Кодряну. Человек, обладающий необычайной харизмой, он как будто физически воплощал тот мир Традиции, идеалы которого отстаивал его Легион. Эти слова следует понимать буквально, так как в глазах простого народа имя основателя Легиона Архангела Михаила не только стало ассоциироваться с именем святого покровителя – суеверные крестьяне действительно считали Кодряну самым настоящим архангелом! Но и на уровне более образованных слоев румынского общества личность Кодряну взывала к действию глубинные, уснувшие пласты расовых и религиозных архетипов. Не случайно, в Легион вступили выдающиеся румынские философы – Нае Ионеску, Эмиль Чиоран. Неслучайно одним из лидеров, идеологов движения, а также представителем в парламенте стал знаменитый мистик и ученый Мирча Элиаде. Это именно Элиаде, уже через много лет, придаст Сакральному легитимность в глазах западноевропейских ученых, сделав в академической сфере то, что Капитан стремился сделать в сфере политической.

Другой опорой вставшим на путь подвига и аскезы молодым легионерам служил повседневный рыцарско-монашеский ритуал. Воссоздание во всем блеске древней Православной традиции, включая исихастские практики, поддержанное лично румынским Патриархом, шествия одетых в доспехи всадников, проникновенные мистические песни, сохранившиеся записи которых до сих пор пользуются бешенной популярностью в среде ультраправой контркультуры на Западе – все это погружало каждого легионера в живую ткань мифа, заставляло его чувствовать себя рыцарем, витязем, кшатрием.

Из таких осознавших свое внутреннее воинское начало «новых кшатриев» должна была, по мысли Капитана, родиться новая элита. Она представляла бы настоящий духовный орден, в противоположность псевдоорденской масонской паутине банков и монополий, опутавшей своими финансовыми щупальцами весь мир. Капитализм, его политическое проявление – демократия, его философия – либерализм, его союзники – евреи и его следствие – коммунизм стали для Кодряну смертными врагами. И мученической смертью закончилась его героическая с ними борьба.

10 февраля 1938 г. румынский король, напуганный результатами выборов, где набравшая 16% голосов и получившая 66 мест в парламенте Железная Гвардия показала себя как реальная сила, распускает правительство, а 12 февраля аннулирует Конституцию и разгоняет парламент. Указом от 5 марта увольняются со своих должностей все состоящие на государственной службе члены Железной Гвардии. 17 апреля арестован Кодряну. Было арестовано практически все руководство. Оставшиеся в живых вынуждены эмигрировать.

Суд над Капитаном превратился в громкий процесс, где обвиняемого представляли в качестве нацистского агента. Получив 10 лет, он был тайно убит 30 ноября 1938 г.

Но положение короля в условиях либеральной диктатуры, даже при поддержке еврейского финансового капитала, было крайне непрочным. 5 мая 1940 г. в Румынию тайно возвращается группа легионеров-эмигрантов во главе с новым лидером Хориа Симой. Еще через 10 дней Сима встречается лично с королем. 3 июля в новом правительстве заседают уже три представителя Железной Гвардии. Наконец, 16 августа на аудиенции с королем легионеры окончательно ставят перед ним ультиматум – создать Национальное Легионерское Государство. Каких-либо видимых результатов это не дает… и через пару недель в Румынии начинается революция!

6 сентября король отрекается от престола, новый глава Румынии, военный диктатор Антонеску официально предлагает Железной Гвардии принять участие в формировании нового правительства. 14 сентября в новое правительство входят 11 легионеров во главе с Сима, получившим должность заместителя премьер-министра.

Недолгое пребывание Железной Гвардии у власти завершилось в мрачных, вполне готических тонах: 25 ноября в концлагере Джалива началась эксгумация останков Корнелиу Кодряну. 27 ноября, при виде изъятого из земли изуродованного трупа Капитана, присутствующие легионеры накинулись на палачей и учинили массовую бойню. Погибло 64 человека. Это событие послужило импульсом, повлиявшим на решение военных кругов ликвидировать легионеров. 20-21 января под надуманным предлогом генерал Антонеску отправляет в отставку правительство. 21 января начинается восстание. 23 января была достигнута договоренность о капитуляции на условиях амнистии. Несмотря на капитуляцию легионеров, Антонеску начал жестокие репрессии. Лишь в апреле некоторым лидерам Железной Гвардии, в их числе Хориа Сима удалось спастись в Германии.

Так закончилась история румынской Железной Гвардии. Но настаивать на определении «румынский» - значит принижать значение легионерской Революции. Когда Кодряну шел на выборы 1937 г., он говорил и о том, что «через 44 часа после прихода к власти Легионерское Движение вступит в союз с Римом и Берлином ради защиты Креста, культуры и Христианской Цивилизации». В 1940 г. Национал-Легионерское Государство действительно присоединилось к Берлинскому пакту. Помимо этого, хорошо известно, что отряды Железной Гвардии участвовали на стороне Фалангистов в гражданской войне в Испании.

Что же касается «окончания» этой истории, то уже в конце 20 века она имела неожиданное, парадоксальное и триумфальное «продолжение». Дело в том, что по признанию европейских Правых, Железная Гвардия была единственным движением такого масштаба, защищавшим ценности Духа (для сравнения говорили, что итальянский фашизм – это, условно, «тело», немецкий национал-социализм – «душа», а гвардизм Капитана Кодряну – уровень «духа»). После 1945 г., понятное дело, говорить о серьезной Революции под знаменем Духа не приходилось… до 1979 г., когда в Иране победила Революция под знаменем другой, но в далекой перспективе родственной православному Христианству религии – под знаменем шиитского Ислама. Таким образом, 20 век стал свидетелем борьбы двух великих духовных движений против современного мира: Железной Гвардии Капитана Кодряну и моджахедов аятоллы Хомейни.

Интересно, что при желании можно отыскать глубинную связь между православной Железной Гвардией и антимодернистским Исламом. Дело в том, что в рядах Легионерского Движения состояло немало интеллектуалов европейского масштаба, из которых как минимум трое – Мирча Элиаде, Василий Ловинеску (Гетикус) и Мишель Вальсан – являлись постоянными корреспондентами великого шейха Рене Генона, отца-основателя доктрины традиционализма, принявшего Ислам под именем Абд аль-Вахид Яхья. Причем Вальсан также вступил в Ислам под именем Мустафы и стал преемником Генона в роли глашатая контр-модерна. И в этом нет ничего удивительного, учитывая опыт бастиона Западной Традиции - Ордена Тамплиеров, чьи духовные доктрины и практики ведут свое происхождение от шиитского и суфийского Ислама, тайный сакральный союз с которым эти Рыцари Креста и Меча заключили во время… Крестовых походов.

Таким образом, опыт Железной Гвардии дает, хотя бы в первом приближении, также и представление о потенциально возможном европейском фронте борьбы против современного мира, ведущейся под знаменем Духа ради торжества идеалов братства истинных Воинов. Не случайно другой придерживающийся крайне Правых взглядов современный румын – писатель Жан Парвулеску – пишет об идеальной мета-Европе, «Европе Каролингов». Ведь эпоха Каролингов – это эра чистого господства аристократического начала, воинского, а в конечном итоге просто – Духа, короля Артура и рыцарей Круглого Стола, мифа, за возвращение которого отдал жизнь Капитан Кодряну, мифа, вернуть который еще предстоит.

Антон Сергеев

От редакции «Национальной газеты»: К сожалению, автор ничего не пишет об отношении Кодряну и его Железной Гвардии к России и русскому народу. Этот немаловажный аспект, надеемся, будет освещен впоследствии, чтобы избежать возможных ошибок в оценке исторического деятеля, которая не может быть для нас безотносительной.

0
Лев

Контакты

Яндекс.Метрика