26
Вс, мая

2006

Антисемитизм преследует евреев уже как минимум две с половиной тысячи лет. Почему именно сегодня мы вспоминаем об антисемитах?

Начиная с 2000 года мы наблюдаем резкий рост антисемитских настроений во всем мире. Поджоги синагог, свастики на стенах стали обыденным явлением. Против еврейских объектов совершаются акты вандализма, евреи становятся жертвами физического насилия. Впервые за многие годы евреи вынуждены скрывать свое еврейство, чтобы избежать нападений [4]. Во Франции положение ухудшилось настолько, что главный раввин призвал евреев не надевать на улице кипу [5]. Спустя шестьдесят лет после Катастрофы многие евреи признаются, что ситуация напоминает им ту, что царила в Европе в 30-х годах ХХ века.

Что же нового в «новом антисемитизме»?

«Новый антисемитизм» отличается от старого в первую очередь объектом своей ненависти: не еврей-индивидуум, а еврей-коллектив, еврейское государство, Израиль… Между всеми известными формами антисемитизма – религиозного, этнического и «нового» – есть общий знаменатель: они видят в еврее корень зла и порока. Религиозные юдофобы обвиняют евреев в убийстве Христа. Этнический и расовый антисемитизм полагает, что евреи «отравляют человечество» своим поведением, своей идеологией, уже самим фактом своего существования. «Новый антисемитизм» возвел Израиль в ранг «угрозы миру» и возложил на него ответственность за все беды человечества. Яркой иллюстрацией этой тенденции являются результаты опроса Евросоюза, опубликованные в конце 2003 года, 60% опрошенных европейцев полагали, что Израиль угрожает миру на Земле, больше, чем Ливия, Северная Корея или Иран [7].

Нынешняя волна антисемитизма имеет три основных источника.

Радикальный ислам. Существует в странах Ближнего Востока и арабо-мусульманских общинах Запада. Сегодня это – самый опасный и смертоносный вид антисемитизма, открыто проповедующий уничтожение Израиля и убийство евреев, насилие и террор против Израиля и еврейских общин в диаспоре. Наиболее агрессивная и откровенная антисемитская пропаганда исходит сегодня из арабских стран и распространяется по всему миру посредством спутникового телевидения и сети Интернет.

Ультраправые и неонацисты. Их идеология в основном заимствована у Гитлера, они являются современными продолжателями этического антисемитизма.

Левые радикалы. «Левый» антисемитизм основан на идеологии, разработанной в СССР после Шестидневной войны 1967 года. Этот вид антисемитизма, именуемый также «антисионизм», рассматривает Израиль как рожденное в грехе детище западных преступников-колонизаторов, нацистов, империалистов, экспансионистов и расистов [8].

Но, может быть, «новый антисемитизм» – всего лишь резкая политическая критика Израиля? Где проходит грань между легитимной критикой и антисемитизмом?

Тысячелетия евреев обвиняли в «нечеловеческой» природе их натуры, в служении дьяволу, в распространении зла на земле. Сегодня это отношение перенесено на Израиль, который сравнивают с нацистами или большевиками, являющимися в массовом сознании западного мира воплощением Зла. Плакаты, карикатуры и статьи, где проводятся параллели между фюрером и израильским премьер-министром, между свастикой и Маген-Давидом, стали сегодня обычным явлением в западной прессе и на антиизраильских демонстрациях. Британская газета «Индепендент» заявила, что «Израиль использует нацистскую тактику», польский священник Генрик Янковский провозгласил, что «Маген-Давид подобен свастике или советскому серпу с молотом» [9]. Даже на манифестациях, против не имеющего отношения к Израилю «Международного валютного фонда» (весна 2002 года) или на антивоенных демонстрациях перед началом войны в Ираке в 2003 году многие демонстранты несли плакаты, сравнивающие Израиль с нацистской Германией. В декабре 2003 года французский комик Дьедонне появился на государственном канале в костюме религиозного еврея и, подняв руку в нацистском приветствии, провозгласил: «Хайль Израиль!» [10]. На бурных демонстрациях, сопровождавших проведение в Дурбане (ЮАР) конференции ООН против расизма, сионизм был приравнен к расизму и апартеиду. В ходе этих антиизраильских демонстраций на улицах Дурбана свободно раздавали «Протоколы сионских мудрецов», «Майн кампф» и другие произведения, являющимися современными кровавыми наветами на еврейское государство. В тоже время, участники произраильских демонстраций подвергались оскорблениям и насилию [11]. Карикатура в ведущей газете Греции изобразила двух израильских солдат, убивающих мирных арабов, причем один из них говорит другому: «Браток, не надо нервничать, мы были в Дахау и Аушвице, чтобы учиться, а не мучиться» [12].

«Новый антисемитизм» в Европе, направленный против Израиля – явление, конечно, неприятное, но не опасное. Его сторонники – люди культурные, интеллигентные, к насилию не склонные, не то, что ультраправые антисемиты или исламские террористы. Так стоит ли обращать на них внимание?

Сегодня антисемитизм перестал быть идеологией европейских экстремистов-маргиналов и просочился вглубь интеллектуального консенсуса, заняв центральное место в политическом мышлении. То, что раньше стыдливо скрывали, в последние три года уже не стесняются выставлять напоказ. А ведь именно интеллектуальная, научная и информационная элита оказывает решающее влияние на общественное мнение. Мы находим все больше и больше примеров того, как антисемитизм становится нормой среди представителей этих элит:

– Французская газета «Нувель Обсерватер» опубликовала статью, где утверждалось, будто израильские солдаты насилуют на блок-постах палестинских женщин, дабы те впоследствии были убиты своими родственниками, чтобы смыть «позор семьи». Под давлением общественности газета признала, что это была заведомая ложь [13].

– Британский поэт и публицист Том Паулин завил в интервью египетской газете, что «еврейские колонисты на Западном Берегу реки Иордан – это нацисты и расисты, которых надо перестрелять, как собак» [14].

– Лауреат Нобелевской премии португальский писатель Хоме Сарамаго сравнил блокаду Рамаллы с «преступлениями нацистов в Освенциме» [15].

Без сомнения, такие антисемитские и антиизраильские заявления оказывают серьезное влияние на настроение широкой общественности. Демонизация Израиля в европейских масс-медиа, постоянные сравнения сионизма с нацизмом и расизмом, отрицание права Израиля на существование – все это (в сочетании с многовековой антисемитской традицией) готовит почву для погромов и насилия против еврейских общин Европы. Не случайно демонстрации европейских левых все чаще заканчиваются избиением еврейских детей.

Помимо идеологического родства, между «новыми», арабскими и ультраправыми антисемитами налаживается прямое практическое сотрудничество. На демонстрациях можно видеть левых «либералов», шествующих рука об руку с неофашистами и радикальными исламистами под лозунгами «Смерть евреям», поджигающих флаг Израиля и т.п. Исламисты активно сотрудничают с неонацистами в подготовке и публикации антисемитских сайтов в Интернете – несмотря на то, что неонацистская идеология считает арабов людьми второго сорта.

Даже если в последнее время наблюдается рост антисемитизма, нельзя не отметить, что после терактов 11 сентября 2001 года в США и на Западе антиисламские настроения стали намного сильней. Так, может быть, стоит больше волноваться по поводу роста антиисламизма, чем антисемитизма?

С фактами не поспоришь: в Европе совершается гораздо больше преступлений против евреев, нежели против мусульман, и это при том, что мусульман в европейских странах во много раз больше евреев. Так во Франции число нападений на евреев в 3-4 раза превысило число нападений на мусульман, в то время как соотношение евреев и мусульман в стране составляет 1:10. Стоит отметить также, что большинство нападений на евреев – дело рук мусульман, но евреи не совершили ни одного нападения на мусульман [16].

Аналогичная ситуация и в США. Проведенные там исследования показали, что число преступлений на почве национальной ненависти, совершенных против евреев намного выше, чем число подобных преступлений против любой другой этнической или религиозной группы. По данным ФБР два из каждых трех преступлений на почве религиозной ненависти совершаются против евреев [17].

Большинство европейских лидеров решительно осуждает антисемитизм. Практически в каждой европейской стране приняты законы, карающие преступления на почве антисемитизма. Чего еще можно требовать?

Во многих европейских странах все еще предпочитают закрывать глаза на распространение антисемитизма во всех его формах. Так, французские политики долгое время отрицали наличие мусульманского антисемитизма в их стране, и только в 2003 г. позиция французских властей изменилась – не в последнюю очередь благодаря давлению Израиля и мировых еврейских организаций. Антисемитизм – это болезнь, и чтобы с ней бороться, надо сначала признать, что она существует.

– Необходимо регистрировать антисемитские инциденты как преступления на почве ненависти, а не списывать их на «хулиганов». Комитет адвокатов за права человека подчеркивает: «Публикация сведений об антисемитских выходках необходима для их пресечения» [18].

– Необходимо законодательно запретить трансляцию антисемитской пропаганды.

– Необходимо ужесточить законодательные меры против антисемитской пропаганды в Интернете и печати. В 2002 г. в Интернете действовало 3000 антисемитских сайтов и их число постоянно растет [19].

– Необходимо усилить воспитание национально-религиозной терпимости. Европейские страны должны потребовать от арабских стран, с которыми у них существуют экономические и дипломатические отношения, прекращения производства и распространения антисемитской пропаганды, угрожая применением экономических и дипломатических санкций.

– Евросоюз должен признать и продекларировать, что в контексте европейской истории антисемитизм не является «просто» еще одной формой ксенофобии, но угрожает безопасности всего континента [20].

Источники:

1. Алан Дершовиц. Чуждые ноты в репортажах об Израиле. Нешнл Пост, 05.11.2003.

2. Яир Шелег. Мир, очищенный от еврейского государства. Гаарец, 18.04.2002.

3. Гарвардская лекция Мартина Лютера Кинга, 1968 г.

4. http://www.antisemitism.org.il/hebrew/articles/2002eu.htm

5. Главный раввин Франции: меняйте кипу на кепку. Гаарец, 16.12.2003.

6. Роберт Фейф. Слово парламентария: ООН пропагандирует систематическую ненависть к евреям. Нешнл Пост, 02.04.2002.

7. Европейская комиссия. Ирак и мир во всем мире, исследование «Евробарометра», номер 151, ноябрь 2003.

8. Интервью М. Герстенфельда с Жоржем-Элия Сарфати. «Язык как оружие против евреев Израиля». Последствия Катастрофы и антисемитизм, номер 17, 01.02.2004.

9. http://www.ajc.org/InTheMedia/RelatedArticles.asp?did=889

10. JCPA. Ежедневный выпуск. 05.12.2003.

11. Антисемитизм во всем мире 2001/2002, Институт изучения современного антисемитизма и расизма им. Стефана Рота, Тель-Авивский университет, 2003, стр. 95.

12. Сюзанн Филдс. Всплеск антисемитизма. Вашингтон Таймс. 08.08.2002.

13. Ле Нувель Обсерватер. 08.11.2001.

14. Жиль Фоден и Джон Миллан. Когда писатели лезут в траншеи. Гардиан. 27.04.2002.

15. http://www.ynet.co.il/articles/1,7340,L-1790529,FF.html

16. Ежегодный отчет национальной консультативной комиссии по правам человека.

17. Натан Гутман. 65% преступлений на религиозной почве – против 2% населения. // Гаарец. 17.11.2003.

18. Огонь и битое стекло. Рост антисемитизма в Европе. Комитет адвокатов за права человека. май 2002.

19. Интервью М. Герстенфельда с Авраамом Купером. «Антисемитизм и терроризм в Интернете: новые опасности». // JCPA. Антисемитизм после Катастрофы. номер 9. 01.06.2003.

20. Проявления антисемитизма в Евросоюзе. Подготовлено для Европейского мониторинга расизма и ксенофобии (EUMC) Центром по изучению антисемитизма в Берлинском технологическом университете.

0
Лев

Контакты

Яндекс.Метрика